1952 год – стартовала прокладка нефтепровода Туймазы (Башкирия) – Омск диаметром 500 миллиметров и протяженностью 1332 км, который в конце 1955 года был завершен.
12 октября 1954 года вошла в строй Омская перевалочная нефтебаза, именовавшаяся в обиходе «Площадкой 8-0», вначале она принимала бензин из Башкирии. На ее основе сформировалась первая управленческая структура оперативного руководства транспортировкой нефти и нефтепродуктов.
Январь 1955 года – не дожидаясь утверждения директив очередного пятилетнего плана, начато строительство нефтепродуктопровода Омск – Новосибирск и крупнейшего в мире магистрального нефтепровода Омск – Иркутск.
5 сентября 1955 года был введен в строй один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов – Омский.
1956 – строительство на участке Омск – Татарск, «Площадка 8-0» (Омск) и «9-Т» (Татарск). Увеличение инвестиций в проект.
7 января 1956 года по нефтепроводу Туймазы – Омск на Омский нефтезавод начала поступать башкирская нефть.
Конец 1956 года – ввод в строй нефтепродуктопровода Омск – Татарск. Нефтепровод до Татарска был введен в строй лишь в 1959 году.
1957 год – продолжалось строительство магистрального нефтепродуктопровода по линии Татарск – Барабинск – Убинская – Чулым.
1958 год – устранение дефектов и брака строительных работ на линии магистрального нефтепровода и нефтепродуктопровода между Омском и Новосибирском.
1959 год – завершение строительства нефтепродуктопровода Омск – Новосибирск. Ввод в строй второй нити магистрального нефтепровода Туймазы – Омск. Запуск нефтепровода Омск – Татарск.
5 ноября 1959 года – запущена перекачивающая насосная станция в Барабинске.
1960-70 гг. Годы масштабных строек и организационной работы.
Ход дела
В мой адрес поступило обращение от Кузнецова Николая Ивановича, в котором он указывает на ряд негативных последствий, вызванных авариями на нефтепроводе «Омск - Иркутск», произошедших в апреле и декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области.
В результате бездействия региональных и местных властей по устранению последствий указанных аварий большое количество нефтепродуктов попало в почву и водные объекты региона. Согласно результатам проведенных экспертиз, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде и почве превышает допустимые нормы во много раз. Также вызывает тревогу резкое ухудшение состояния здоровья местных жителей.
При этом правительство Новосибирской области и администрация Мошков- ского района всячески замалчивают о масштабах аварии на нефтепроводе, нанесенному экологическому ущербу и здоровью граждан. Кроме того не принимаются эффективные меры по восстановлению экосистемы Мошковского района Новосибирской области.
На основании вышеизложенного прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручение провести всестороннюю и объективную оценку последствий аварий на нефтепроводе «Омск - Иркутск».
О результатах проведенной работы прошу меня проинформировать в установленном порядке.
На территории леса Уярского леспромхоза 28 апреля произошел прорыв нефтепровода Омск-Иркутск. По непонятным для специалистов причинам лопнула труба нефтепровода, и на поверхность вылилось несколько кубометров нефти. Порыв быстро обнаружили, нефть перекрыли. Уже 6 дней круглосуточно на месте аварии работает 100 человек.
Этот трубопровод был проложен в 1964 году, но, по мнению специалистов, он еще далеко не выработал свой ресурс. Последний раз авария с трубами подобной модификации произошла в 1993 году, но тогда причиной аварии стал трактор, наехавший на нефтепровод. Что сейчас привело к прорыву - не ясно. Лопнувший участок трубы отправлен на исследование. Нефтяники обещают возместить Уярскому леспромхозу ущерб, однако его точная сумма пока не установлена.
На месте происшествия находятся экологи, и, по их наблюдениям, опасности для окружающей среды нет. Об этом сообщила красноярская телекомпания ТВК.
АО «Транснефть – Западная Сибирь»
Журнал «Трубопроводный транспорт нефти» Региональный выпуск
История
Подпорная насосная станция Анжеро-Судженской ЛПДС
год - Н а Омской ЛПДС реализованы мероприятия по модернизации 13-ти объектов: завершено строительство аналитической лаборатории, реконструированы узел учета нефти и система измерения качества и показателей качества нефти, введена в эксплуатацию микропроцессорная система автоматики магистральной и подпорных насосных, проведена реконструкция 2-х резервуаров, построен контрольно-пропускной пункт, произведено техническое перевооружение здания теплового пункта.
В Красноярском РНУ проведена реконструкция Рыбинской ЛПДС, завершена реконструкция подводного перехода через р. Рыбная. Декабрь был ознаменован юбилейной датой – 50-летием Красноярского РНУ.
Завершена 3-я очередь оснащения транспортных средств и специальной техники оборудованием мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС. Проведено оснащение транспортных средств, перевозящих опасные грузы тахографами.
Пройден международный ресертификационный аудит по системе экологического менеджмента и охране труда. В декабре энергетическая политика предприятия получила положительное заключение ведущего международного органа по сертификации систем менеджмента DQS-UL по стандарту ISO 50001.
Проведена оценка технического состояния линейной части магистрального нефтепровода протяженностью 2155, 5 км.
Выполнены работы по капитальному ремонту и реконструкции линейной части и подводных переходов магистрального нефтепровода на 9 участках.
На Омской базе производственного обслуживания введен в опытную эксплуатацию программный комплекс по подготовке производства Лоцман: PLM.
Министерством труда и социального развития ОАО Транссибнефть награждено дипломами 1-ой степени конкурса Российская организация высокой социальной эффективности в номинациях За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости , За формирование здорового образа жизни , За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной культуры.
Открыты и успешно функционируют 2 именные лаборатории ОАО Транссибнефть : лаборатория физики в Лицее №64 г. Омска, лаборатория Трубопроводный транспорт углеводородов в Омском государственном техническом университете.
Прошел первый Региональный молодежный образовательный форум Транссибирские нефтегазовые магистрали , посвященный вопросам развития кадрового потенциала нефтегазовой отрасли Сибирского региона, инициатором и организатором которого выступило ОАО Транссибнефть .
Декабрь года - сдан в эксплуатацию нефтепровод ВСТО-2, в строительстве которого принимали активное участие специалисты Транссибнефти .
год – внедрена Система мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС. Выполнена замена релейной автоматики на микропроцессорную систему автоматики Ачинской ЛПДС. В промышленную эксплуатацию внедрена автоматизированная система контроля гидравлического уклона Гидроуклон
год – введена в действие автоматизированная информационно-аналитическая система контроля технического состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (АИСПП). С целью оптимизации систем управления и контроля Чулымская НПС выведена из состава Омского РНУ и передана в состав Новосибирского РНУ ОАО Транссибнефть .
2010 год – по программе диагностики доля исследованных нефтепроводов Транссибнефти составила 100%. ЛПДС Москаленки переданы из состава ОАО Уралсибнефтепровод в состав Омского РНУ ОАО Транссибнефть , впоследствии чего общая протяженность магистральных трубопроводов предприятия в однониточном исполнении составила 3664, 2 км.
2000-10 гг. Второе рождение системы
Строительство ТС Восточня Сибирь-Тихий океан
2009 год – окончание строительства первой части ВСТО. Специалисты акционерного общества принимают участие в строительстве второй части нефтепроводной системы.
Декабрь 2006 года – Иркутское РНУ выведено из состава Транссибнефти и включено в ООО Востокнефтепровод . География деятельности акционерного общества приобретает современный вид – от западной границы Омской области до восточной – Красноярского края.
2006 год – крупные инвестиции в объекты нефтепровода по программе Тайшет +30 - подготовка мощностей к увеличению объемов в рамках запуска ВСТО.
2005 год – начало строительства нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), в котором коллектив Транссибнефти принимает постоянное участие вплоть до ввода объектов и линейной части.
2004 год – Транссибнефть впервые сертифицирована международными аудиторами по всемирной системе качества ISO 14000: получены сертификаты системы DQS Gmbh и JQNet.
2001-2005 гг. – масштабные ремонтные работы на трассе МН Омск – Иркутск.
Ноябрь 2003 года – введена в действие Экологическая политика АК Транснефть , в рамках которой в Транссибнефти разработана Программа экологической безопаности.
2003 год – начало совместной работы акционерного общества в Омским государственным техническим университетом по теме подготовке кадров и профессиональному повышению квалификации сотрудников предприятия на базе ВУЗа.
Январь 2003 года – начало опытной эксплуатации корпоративной информационной системы (КИС) Флагман .
2002 год – создание собственной службы безопасности движения.
2001 год – начало масштабной программы реконструкции резервуарного парка. Строительство новых резервуаров большого объема с использованием современных безопасных решений. Создание 20 линейных эксплуатационных служб (ЛЭС) на базе аварийно-восстановительных подразделений акционерного общества. Завершена реконструкция ЦБПО и государственная сертификация. Перевод системы контроля учета нефти на современную программную платформу.
2000-10 гг. – активное внедрение систем охранно-пожарной сигнализации и мониторинга безопасности на объектах и трассе МН Омск – Иркутск.
С 2000 года – ежегодно проходят научно-технические конференции молодежи.
2000 год – полностью введено в эксплуатацию современное здание Административного управления ОАО Транссибнефть в Омске.
Февраль 2000 года – в Транссибнефти создан отдел экологической безопасности и рационального природопользования.
2000 год – начало возрождения российской нефтепроводной системы. Поэтапное наведение порядка в сфере добычи природных ископаемых и экономический рост России приводят к необходимости развития на базе сохраненной в 1990-х базы нефтепроводной системы мощного государственного оператора – АК Транснефть , частью которой является ОАО Транссибнефть .
1990-2000 гг. Сохранить потенциал и пережить шторм в экономике
Резервуарный парк
1998 год – проведена первая научно-техническая конференция (НТК).
1997 год – принятие первой в постсоветскую эпоху программы совершенствования и развития на срок до 2010 год. Несмотря на кризис в стране, акционерное общество пытается вести стратегическое планирование своей деятельности на перспективу.
1995-96 гг. – реконструкция систем автоматики Омской ЛПДС, Анжерской ЛПДС, Мариинской НПС, Ачинской ЛПДС и Нижнеудинской ЛПДС.
1996 год – завершение полной автоматизации производственных процессов в акционерном обществе. Начало массового перехода на компьютеры и сети современного формата.
1995 год – остановлена Вознесенская НПС, ликвидирована Кутуликская НПС. В стране продолжается падение объемов добычи нефти и ее транспортировки.
1994 год – очередное изменение название – ПО ТСМН становится АО Транссибнефть .
1991 год – разрушен СССР, начинается эпоха многолетнего экономического кризиса. В системе УТМН на этот момент - 24 станции и почти 4000 сотрудников.
13 марта 1991 года – УТМН переименовывают в Производственное объединение транссибирских магистральных нефтепроводов (ПО ТСМН).
1990 год – реконструкция Кемчугской НПС.
1980-90 гг. Время автоматизации и новых решений
Операторная НПС
1986 год – социальная нагрузка на предприятие достигает 130 жилых домов и 13 детских учреждений.
1985 год – начали работу НПС Нижнеудинская-2 и Рыбинская-2.
Февраль – ноябрь 1983 года – УТМН (будущая Транссибнефть ) достигает максимального географического распространения: в это время кроме трассы Омск – Иркутск в ведении предприятия находится магистральный нефтепровод от Омска до Чимкента. Общая длина нефтепроводов превышает 5000 километров! По причине падения эффективности управления гигантским предприятием его среднеазиатская зона ответственности выделяется в новое самостоятельное Восточно-Казахстанское нефтепроводное управление.
1982 год – монтаж систем контроля содержания серы в нефти (АСУ-сера) на 10 НПС. Рост уровня автоматизации производственного процесса.
1982 год – ввод в строй НПС Каштан-2.
13 мая 1981 года – на базе Центральной лаборатории (ЦПТЭЛ) создается ЦБПО – Центральная база производственного обслуживания, предназначенная для ремонта и производства оборудования и запчастей для магистрального нефтепровода.
1981 год – начало перевода учета нефти при сдаче на НПЗ на автоматические узлы учета. Завершение процесса полной электрификации задвижек на МН Омск – Иркутск.
1980 год – начало внедрения систем станционной телемеханики в районных управлениях с использованием мини-ЭВМ. Начат процесс автоматизации делопроизводства. Запущена автоматизированная система управления производством и система телеобработки данных.
1970-80 гг. Наращивая мощности и качество
1979 год – укомплектован собственный информационно-вычислительный центр.
1978 год – Анжерская НПС в связи с ростом объемов и значимости в системе получает статус линейной – ЛПДС.
Декабрь 1977 года – ввод в строй магистрального нефтепровода Омск – Павлодар.
1977 год – в состав УТМН включается южный фрагмент среднеазиатской системы нефтепроводов СССР с Ленинским и Павлодарским РНУ.
16 декабря 1976 года – приказ о создании баз производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием (БПТОиКО) на безе РНУ в Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске.
1976 год – прием госкомиссией в строй НПС Анжерская-2. На Омской ЛПДС открыт первый здравпункт для сотрудников предприятия.
1975 год – начало использования компьютеров: приобретена первая ЭВМ Наири-К . Впервые для мониторинга трассы МН использованы вертолеты.
1974 год – организована и начала работу аналитическая лаборатория Омской ЛПДС, на тот момент одна из крупнейших в отрасли по номенклатуре анализов и оснащению оборудованием.
1973-75 годы – ввод в эксплуатацию участков (лупингов) нефтепровода на участках Анжеро-Судженск – Красноярск и Красноярск – Иркутск, Рыбная – Ангарск. Рост мощности Транссибирской нефтяной магистрали до 20 миллионов тонн нефти в год.
1973 год – завершено строительство 5 новых НПС: Кутуликской, Тулунской, Пойменской, Замзорской и Кимельтейской. на НПС стали внедрять бесконтактные системы автоматики на транзисторных модульных элементах Логика-Т . Первый вариант этой системы назывался ПАЗ – программный автоматический запуск, а последующие – ПУСК-71 (программно-управляющий системой комплекс). В том же году - впервые начата разработка годовых планов по защите природы – будущих экологических программ предприятия.
Сентябрь 1972 года – ввод в строй станций второй очереди расширения нефтепровода Омск – Иркутск: Вознесенской (Красноярск), Мариинской и Ачинской.
1971 год – организовано Иркутское РНУ (входило в состав ТСМН до создания ООО Востокнефтепровод )
Январь 1971 год – создана центральная производственная теплоэлектротехническая лаборатория, структура по автоматизации производственного процесса, в дальнейшем - ЦПТЭЛ. Создание службы КИП и автоматики.
Август 1970 года - Западно-Сибирское нефтепроводное управление переименовано в УТМН – Управление транссибирскими магистральными нефтепроводами.
16 июня 1970 года – разделена деятельность коллектива магистрального нефтепровода Омск – Иркутск (будущая Транссибнефть ) и продуктопровода Омск – Новосибирск.
1970-е годы – процесс электрификации линейной части МН Омск – Иркутск. Появление первых систем автоматического регулирования давления на нефтепроводе.
1960-70 гг. Годы масштабных строек и организационной работы
Рыбинская ЛПДС, 1964 г.
11 декабря 1969 года – Постановление Совета министров и ЦК КПСС о строительстве магистральных нефтепроводов Александровское – Анжеро-Судженск, Анжеро-Судженск – Красноярск, Красноярск – Иркутск, Омск – Павлодар – на период до 1974 года.
1968 год – запуск станций первой очереди расширения нефтепровода: Анжерской, Тайшетской, Кемчугской, Кимельтейской.
30 октября 1967 года – нефть из тюменского Усть-Балыка пришла в Омск – новый нефтепровод связал МН Омск – Иркутск с месторождениями Тюменского Севера.
Февраль 1967 года – ввод в строй Татарской и Чулмской НПС. На трассе работают 8 НПС. Мощность нефтепроводной системы – 12 миллионов тонн нефти в год.
17 января 1967 года – создано Омское РНУ.
1 мая 1965 года – ликвидация ДСМТ и возложение работ по строительству МН на Западно-Сибирское нефтепроводное управление.
30 декабря 1964 года приняты в эксплуатацию Нижнеудинская и Омская станции.
2 октября 1964 года строительство основной трассы МН Омск – Иркутск завершается. В составе транссибирской магистрали 6 НПС (Омск, Барабинск, Сокур, Каштан, Рыбинск, Нижнеудинск). Первая нефть поступает в Ангарск. Но строительство объектов вдоль трассы еще только набирает силу: возводятся новые НПС, инфраструктурные социальные объекты.
2 сентября 1964 года вошла в строй Рыбинская НПС.
1963 год – установка первых электроприводов на Омской перевалочной нефтебазе. Уровень электрификации задвижек на трассе МН не превышает 10%.
Осень 1962 года – нефтепровод Сокур – Клюквенная вышел на проектный режим. В этот момент работы велись на всей трассе будущего магистрального нефтепровода до Иркутска.
25 декабря 1961 года – сдача участка Сокур – Клюквенная с пунктом налива нефти в Уяре (100 км восточнее Красноярска). Длина магистрального нефтепровода Омск – Татарск – Клюквенная достигла 1462 километра.
15 ноября 1961 года – принят в эксплуатацию нефтепровод Татарск – Сокур, следующая составляющая трассы Омск – Иркутск.
24 ноября 1960 года – в Омске создано районное управление Дирекции строящегося магистрального нефтепровода (ДСМТ) Омск – Иркутск, Дирекция строящегося магистрального нефтепровода Омск – Иркутск располагается в Красноярске.
1950-60 гг. Истоки транссибирской нефтяной магистрали
Первый начальник Омской перевалочной базы Н.Крайкин
1959 год – завершение строительства нефтепродуктопровода Омск – Новосибирск. Ввод в строй второй нити магистрального нефтепровода Туймазы – Омск. Запуск нефтепровода Омск – Татарск.
1958 год – устранение дефектов и брака строительных работ на линии магистрального нефтепровода и нефтепродуктопровода между Омском и Новосибирском.
1957 год – продолжалось строительство магистрального нефтепродуктопровода по линии Татарск – Барабинск – Убинская – Чулым.
Конец 1956 года – ввод в строй нефтепродуктопровода Омск – Татарск. Нефтепровод до Татарска был введен в строй лишь в 1959 году.
7 января 1956 года по нефтепроводу Туймазы – Омск на Омский нефтезавод начала поступать башкирская нефть.
1956 – строительство на участке Омск – Татарск, Площадка 8-0 (Омск) и 9-Т (Татарск). Увеличение инвестиций в проект.
5 сентября 1955 года был введен в строй один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов – Омский.
Январь 1955 года – не дожидаясь утверждения директив очередного пятилетнего плана, начато строительство нефтепродуктопровода Омск – Новосибирск и крупнейшего в мире магистрального нефтепровода Омск – Иркутск.
12 октября 1954 года вошла в строй Омская перевалочная нефтебаза, именовавшаяся в обиходе Площадкой 8-0 , вначале она принимала бензин из Башкирии. На ее основе сформировалась первая управленческая структура оперативного руководства транспортировкой нефти и нефтепродуктов.
1952 год – стартовала прокладка нефтепровода Туймазы (Башкирия) – Омск диаметром 500 миллиметров и протяженностью 1332 км, который в конце 1955 года был завершен.