врубеля музей омск галерея Организации, подведомственные Министерству культуры Омской области Государственное учреждение культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля»  Функции учреждения: Удовлетворение потребностей населения Омской области и города Омска в художественном искусстве, сохранении материального культурного наследия, доступе к музейным предметам. Задачи учреждения: 1) собирание, хранение, публичное представление музейных предметов, имеющих художественную ценность 2) научно-исследовательская и просветительная деятельность в области художественного искусства 3) культурно-просветительная работа по распространению знаний в области художественного искусства. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля был основан в 1924 году как картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. Ведущую роль в создании художественного отдела сыграла деятельность директора музея Ф.В. Мелёхина, направленная на комплектование коллекций русского и зарубежного искусства. К 1940 году картинная галерея, сумевшая за короткий срок сформировать богатейшее собрание произведений искусств, становится самостоятельным музеем. В настоящее время ООМИИ им. М.А. Врубеля остается в регионе крупнейшим хранилищем художественных ценностей. В его фондах находятся свыше 24 тысяч единиц хранения. На площадях музея развернута постоянная экспозиция, демонстрирующая разнообразие коллекций: произведения живописи, графики, скульптуры, ДПИ, археология, редкие печатные книги и документы. Музей располагается в двух зданиях: в Генерал-губернаторском двореце (Ленина, 23), построенном в 1859-1862 годах архитектором Ф.Ф. Вагнером Торговом корпусе (Ленина, 3), возведенном в 1914 году А.Д. Крячковым. В коллекции музея хранятся такие уникальные памятники, как монументальное панно «Цветы» М.А. Врубеля – единственное живописное произведение мастера в музейных собраниях Сибири картины А. Явленского, М. Ларионова, Н. Гончаровой, рисунки и графический дизайн русско-американского художника В. Молла, изделия фирмы Фаберже, золото скифо-сарматского периода и др. Музей занимается комплектованием, хранением, учётом, изучением коллекций. Он располагает семью реставрационными мастерскими по следующим материалам: живопись масляная и темперная, графика, текстиль, керамика, мебель, металл, рамы. В отделе работают четыре реставратора первой категории. Одной из приоритетных задач является создание Генерального каталога собрания. Музеем организуются конференции, научно-методические семинары, коллоквиумы, дискуссионные кафедры. Проводится ежегодная конференция «Декабрьские диалоги», посвященная памяти первого директора музея Ф.В. Мелёхина. Регулярно издаются научные сборники, материалы конференций и семинаров, монографии сотрудников музея, каталоги, альбомы, буклеты, информационные и методические издания и др. На базе музея реализуются многочисленные музейно-педагогические программы, конкурсы. Работают кружки и объединения для различных возрастных категорий. В настоящее время в залах наряду с традиционными формами работы – экскурсиями, лекториями, занятиями художественных студий и тематическими вечерами – для зрителей проводятся спектакли «Театра живописи» и концертные программы «Врубелевской сцены». Обладая значительной коллекцией искусства конца XIX – начала ХХ вв. за прошедшие 5 лет музей участвовал в 4 международных проектах (США, Италия, Австрия, Германия), а также в выставках, организованных на площадях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Особо значимым событием стала выставка «Сибирь неизвестная: сокровища курганов – Михаил Врубель – «Бубновый валет» - «Червонная тройка» и другие» в рамках проекта Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России» (2004 г.), позволившая заключить Соглашение о сотрудничестве между Правительством Омской области и Третьяковской галереей. Первым результатом Соглашения стала демонстрация в нашем городе двух живописных произведений М. Врубеля «Пророк» и «Портрет Н.И. Забелы-Врубель». В 2005 году в залах омского музея изобразительных искусств состоялась выставка «Сибирский миф. Голоса территорий. Образы и символы архаических культур в современном творчестве», собравшая экспонаты из музеев Омска, Барнаула, Горно-Алтайска, Новосибирска, Тюмени и реализованная в формате второго этапа проекта Государственного Русского музея «Прорастая Сибирью». Масштабные выставки, организованные музеем: «Искусство социального заказа. 1930-1950-е годы», «Омский Союз художников в контрастах эпохи. К 70-летию омской организации СХ РФ», «Выпускники Академии художеств. Век ХХ», «Война глазами очевидцев» дали возможность широкому зрителю впервые познакомиться с произведениями крупнейшего раздела собрания – коллекцией советского и современного искусства. Новаторским характером отличаются проекты «От табурета до трона. Стул: искусство, функция, образ», «Прямая речь», «Без линии горизонта», продемонстрировавшие иной подход к показу предмета, и, собственно, концептуальное искусство. Признанием неординарности идей и решений сотрудников музея стал Гран-при V Красноярской биеннале за проект «Клад 1169». Статус музея как ведущего научного и методического центра в западносибирском регионе обеспечен высоким профессионализмом его сотрудников, многие из которых свыше 20-ти лет жизни посвятили служению музею: Бекишева Валентина Андреевна, реставратор живописи I категории, заслуженный работник культуры РФ Богомолова Людмила Константиновна, заведующая отделом советского и современного искусства Ведерникова Людмила Романовна, хранитель фонда керамики и стекла, реставратор керамики I категории Девятьярова Ирина Григорьевна, заведующая отделом русского и зарубежного искусства, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Минько Наталья Григорьевна, заведующая реставрационным отделом. реставратор живописи I категории Севостьянова Галина Андреевна, заведующая отделом графики, кандидат искусствоведения Спирина Ирина Викторовна, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Тимкова Лариса Александровна, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Торопова Надежда Петровна, заведующая редакционно-издательским отделом Чебоксарова Людмила Георгиевна, заведующая отделом редкой книги Чернявская Анна Евгеньевна, заместитель директора по учету и хранению, заслуженный работник культуры РФ. Юридический адрес: 644024, Омск, Ленина, 23 Фактически адрес: 644043, Омск, Ленина, 3 Тел. (3812) 200 – 045 факс (3812) 256 – 214 Директор - Юрий Викторович Трофимов Омский музей изобразительных искусств готовится к юбилею В конце декабря 90 лет исполняется Омскому музею изобразительных искусств имени Врубеля. Важную дату в Омске отмечают масштабными творческими проектами, проводят конференции и демонстрируют новые поступления. Сейчас в собрании музея - около 30 тысяч единиц хранения. Особая гордость музейщиков – панно Цветы Врубеля. Это -единственное живописное монументальное произведение мастера за Уралом. А экспонатом номер один сотрудники называют само здание хранилища. Адрес музея – дворец , - таким объявлением в 1924 году омские газеты приглашали публику на открытие одной из первых в Сибири картинных галерей. Второй этаж этого знаменитого омского палаццо – дворца генерал-губернаторов – здесь принимали Романовых, здесь же, чуть позже, в одном из кабинетов работал верховный правитель России Александр Колчак, под занавес 1924 года он был полностью отдан под девять десятков художественных шедевров. Полотна Васнецова, Репина, Айвазовского убедил отправить в Омск из национализированного музейного фонда директор картинной галереи Фёдор Мелёхин. По его настойчивой просьбе в Сибири оказался триптих уроженца города на Иртыше Михаила Врубеля и целая коллекция русского авангарда. За омскую прописку картин Кончаловского, Машкова, Лентулова Мелёхин поплатился. Мне пришлось читать следственное дело, которое хранится в ФСБ, там он пишет: Меня затравили. Я работал в невыносимых условиях . Привели с партийной высоты доводы, что он показывает не что иное, как буржуазную культуру , - рассказывает главный научный сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Ирина Девятьярова. Спасенные от уничтожения работы художников Бубнового валета сегодня, скорее, гости в омской экспозиции. Ведущие галереи мира - в очереди на показ у себя сибирских шедевров. Уникальная – самая крупная в мире -коллекция полотен Алексея Явленского сейчас представлена в Швейцарии. В Омск она вернется лишь предстоящей весной. В год 70-летия Великой Победы пройдет совместная с Воронежским музеем выставка картин мастера. Во многом историческая миссия нашего музея в том, что благодаря его стенам сохранились коллекции других региональных музеев, которые были эвакуированы в годы войны в Омск. В стенах нашего дворца – исторического здания музея – определенное время жили Исторический музей, Воронежский музей , - отмечает заместитель директора по научной работе Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида Буреева. А за этими металлическими створками и бронированными витринами - один из самых посещаемых залов Омского музея изобразительных искусств – Золотая кладовая. Каменный зверинец Фаберже, драгоценные диковинки из коллекций Романовых и Юсуповых и золото царских курганов. Подобные вещи сибирский губернатор Матвей Гагарин когда-то отправил в качестве подарка Петру Первому. Аналоги украшений 25 вековой давности хранятся только в собрании Эрмитажа. Кстати, уже через пару лет, коллекции этого всемирно известного музея будут экспонироваться в Омске. На улице с символичным названием Музейная откроется центр Эрмитаж-Сибирь . В новом корпусе музея имени Врубеля будет открыта новая экспозиция современного искусства, будет открыта новая площадка нашего театра живописи, будет - открытый фонд прикладного и народного искусства, кабинет графики , - поделился директор Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Юрий Трофимов. О новоселье мечтают и реставраторы Омского музея изобразительных искусств. На базе мастерских, где вторую жизнь получили сотни шедевров, будет создан крупнейший за Уралом специализированный реставрационный центр. Новости культуры История музея Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля – крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды. Датой основания музея считается 21 декабря 1924 г. когда в стенах бывшего Генерал-губернаторского дворца была открыта картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. В этот зимний день омская общественность стала свидетелем знаменательного события в культурной жизни города. На пригласительном билете было указано: Государственный Западно-Сибирский Краевой музей просит Вас пожаловать на открытие картинной галереи, имеющее быть в воскресенье 21–го сего декабря в 12 часов дня. Директор музея Мелёхин . На втором этаже в самом большом зале, где когда-то проходили важные приёмы и решались судьбы Сибири, перед изумлённой публикой предстало около 90 произведений известных русских художников. То, о чем давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в Общество художников и любителей изящных искусств Степного края , наконец-то свершилось. Собранные Обществом работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М. А. Врубеля, открытом в 1920 г.  История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Его составили национализированные художественные коллекции Москвы и Петрограда, произведения, украшавшие дворцы, особняки и имения. Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Заслуга в этом принадлежала Ф. В. Мелёхину, его первому директору (1924–1929). Оказавшийся в Омске, как и многие представители русской интеллигенции в годы гражданской войны, он задался целью создать крупнейший в Сибири художественный музей на основе произведений искусства из Государственного музейного фонда. Привезённые из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей. В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Ф. В. Мелёхин часто выезжал в Москву и Ленинград для отбора произведений, и каждый раз после его командировок из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж. Известный художник и учёный Н. К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлён богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы .  В 1928 г. формирование коллекции за счет поступлений из Государственного музейного фонда было закончено в связи с его ликвидацией. За прошедшие годы музей сформировал значительное собрание: в 1927 г. в его составе насчитывалось 2555 экспонатов. Щедрым на новые поступления оказался 1932 г. В связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нём картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл. В том же году Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения. Среди них Парис на балу А. Экстер, Жатва Н. Гончаровой, Цирковая танцовщица М. Ларионова. В последующем из московской сокровищницы поступили Голова монаха В. Сурикова, пейзажи представителей Союза русских художников , портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела являлось самым значительным в Западной Сибири – 4230 экспонатов. В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрёл самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств). Его экспозиция, занимавшая уже весь второй этаж, отличалась разнообразием и обилием экспонатов. В два и даже в три яруса висели, отражаясь в зеркалах, картины в золочёных рамах, теснилась дворцовая мебель, уставленная бронзовыми канделябрами и часами, многочисленные витрины изобиловали мейсенским и китайским фарфором. Большой вклад в развитие музея внёс А. М. Гольденблюм (1898–1972), крупный деятель культуры, искусствовед, театровед и музыковед, уроженец Санкт-Петербурга, занимавший должность директора музея с 1947 по 1967 гг. Его талант популяризатора всесторонне отразился на деятельности музея. Лекции-концерты, беседы, многочисленные выступления в средствах массовой информации, издание буклетов и каталогов, выставки стали визитной карточкой музея.  Продолжая деятельность Ф. В. Мелёхина по комплектованию коллекции, А. М. Гольденблюм старался, чтобы в музей попадали самые талантливые произведения не только художников Москвы, Ленинграда, Свердловска, Хабаровска, Красноярска, Ярославля, но и омских авторов. За период с 1950 по 1955 гг. коллекции музея значительно возросли, особенно в части работ советских мастеров. Из фондов Государственной Третьяковской галереи в 1955 г. и в 1962 г. было передано около ста произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства. Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А. Н. Гонтаренко, знавшей многих художников и их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмёркина, А. Фонвизина. Ею был подготовлен первый масштабный каталог Русское дореволюционное искусство , который в течение многих лет был незаменимым справочным изданием для изучения и пропаганды самой востребованной части коллекции музея.  Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами отличали деятельность музея в 1980–1990-х гг. Из коллекции собирателя Ю. В. Невзорова поступили в музей Портрет поручика лейб-гвардии офицера Измайловского полка Д.С. Квашнина-Самарина А. Смирнова и Рожь А. Мещерского от Г. П. Белякова – рисунки Ф. Малявина из собрания академика Е. М. Лавренко – более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики, живописи, уникальные книги по искусству и т.д. Неоценимы заслуги учёного, археолога, профессора, заслуженного деятеля культуры Омской области Б. А. Коникова, возглавлявшего музей с 1995 по гг. Во многом благодаря его деятельности, в 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города – бывший Торговый корпус, возведённый в 1914 г. по проекту архитектора А. Д. Крячкова. Б. А. Коников вывел музей на качественно новый уровень – крупные (в т.ч. международные) научные, выставочные, издательские проекты по праву сделали его одним из ведущих учреждений культуры Западной Сибири.  Важной его заслугой явилась поддержка творческого коллектива экспериментального Театра живописи, получившего со временем широкую известность и высокую оценку специалистов и музейных зрителей. В период работы Б. А. Коникова была и открыта Врубелевская сцена – своеобразная музейная филармония. Деятельность Б. А. Коникова дала импульс для развития музея на долгие годы вперед. С 1995 г. музей, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля – триптих Цветы (1894), – носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г. Собрание музея продолжает пополняться по всем разделам коллекции. Сегодня наиболее динамично комплектуются разделы музейного собрания, посвященного современному искусству: около двух тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, предметов керамики и стекла были переданы из фондов РОСИЗО, частных коллекций и мастерских художников Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Иркутска в 2000-х гг. В фонд русской и зарубежной графики через А. Н. Маевского получены произведения латвийских художников в 2009 г. из собрания Юргена Вайхардта – графические работы современных европейских художников, среди них Пентти Каскипиро, Вернер Бергес, Хармут Виснер, Вольфганг Маттойер, Евгения Горчакова, Герман Хоблер и др. От О. В. Захаровой в дар в коллекцию советской и современной графики поступили графические листы Н. Я. Третьякова. Реализация проекта Сибирский миф. Голоса территорий позволила пополнить коллекцию работами художников Сибири – Новосибирска, Тюмени, Барнаула и др. К крупным поступлениям 2005 г. относится наследие московских художников, а также собрание московского коллекционера Н. И. Корнилова – графика, живопись, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства ведущих художников России и бывших союзных республик 1960–1980-х гг. переданная им в ООМИИ имени М. А. Врубеля в 2006 г. в рамках выставочного проекта Дар галереи НИКОР .  Значимым приобретением стало живописное полотно народного художника СССР И. Глазунова Голгофа , подаренное музею Правительством Омской области в 2005 г. Среди произведений омских художников, занявших достойное место в коллекции, работы К. Щёкотова, В. Волкова, Т. Козлова, П. Мухина, Н. Третьякова, В. Бичевого, Г. Пилипенко, Г. Кичигина, Г. Баймуханова, Т. Бугаенко, В. Маслова и др. В 2005 г. достойное место в коллекции заняла скульптурная группа М. А. Врубеля Роберт и монахини – отлив с гипсового оригинала из собрания Государственной Третьяковской галереи был выполнен реставраторами омского музея А. Л. Пироговым и Г. А. Буреевым. Этнографические экспедиции, организованные музеем в 2006–2008 и гг. позволили пополнить фонд народного искусства высокохудожественными произведениями. В настоящее время собрание ООМИИ имени М. А. Врубеля насчитывает около 30 тысяч единиц хранения и продолжает активно пополняться. Источники: http://www.sibmincult.ru/orgs/muz_vrub.php, http://tvkultura.ru/article/show/article_id/126126, http://vrubel.ru/istoriya_muzeya.html
|