Временные Рамки Программы Переселения В Город Омск
временные рамки программы переселения в город омск
Интернет-приемная | ФЦП ЖИЛИЩЕ 2002-2010- год для вынужденных переселенцев из стран СНГ
Программа ЖИЛИЩЕ 2002-2010- год точно будет реализованна или продленна будет до бессконечности пока все вынужденные переселенцы УМРУТ. а Чиновники будут информировать в отчетак о БЛАГОПОЛУЧНОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Май 31,
Апрель 12,
Манжикова Елена Владимировна
Добрый день!
Я являюсь вынужденным переселенцем из Чеченской Республики.Прибыла вместе с сыном в г.Белгород в 1999г. оставив в Грозном жилье и все имущество.
С 2004г. состоим на учете в органах местного самоуправления,значимся под №313 в общей очереди на получение гос.жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на - годы.
Надежда была, что до года данная программа реализуется, но согласно статистике в г выдано всего 30 сертификатов, в мае г. ожидается 10 сертификатов.
Грозный-сити отстроили, Украине и другим государствам Россия широкая душа помогает, а ситуация с вынужденными переселенцами везде одинаковая,органы местного самоуправления по Белгородской области не предоставляют конкретного ответа.Обращалась на эл.адрес Мошковича В.Н. ответа не получила.
Меня интересует вопрос:
Реализует ли государство вышеуказанную подпрограмму в г. или сроки реализации данной программы для вынужденных переселенцев растянутся до 2020г.?
Переселение соотечественников - получение гражданства РФ в ЦФО
Программа по добровольному переселению соотечественников начала работать в 2007 году, но перебираться в Российскую Федерацию торопятся немногие.
В Россию ежегодно приезжают миллионы мигрантов из стран бывшего Союза, однако лишь малая часть из них пользуется правительственной программой переселения. В период ее запуска руководство Федеральной миграционной службы (ФМС), отвечая на вопрос, кто же такие соотечественники, определил их как людей, воспитанных в традициях русской, российской культуры . Имелись в виду все бывшие граждане Советского Союза, оставшиеся в ближнем зарубежье, а также все выходцы из Российской империи и их потомки. В качестве подтверждения статуса соотечественника называлось знание русского языка.
Определившись со статусом, создатели программы выработали следующий механизм переселения:
1. Чтобы стать участником программы, потенциальный переселенец должен согласиться на вакансию, которую ему предлагают власти конкретного региона
2. Переселенцу и членам его семьи предоставляется ряд льгот: оплачивается переезд и перевоз вещей, выдаются подъемные
3. Переселенец может воспользоваться временным жильем и прибегнуть к ускоренной процедуре оформления российского гражданства.
Изначально программа переселения распространялась на 12 регионов России, однако затем их число увеличилось до 25. Одновременно с увеличение числа регионов, принимающих соотечественников по Программе Переселения была принята новая редакция закона о соотечественниках, и теперь, чтобы получить этот статус, недостаточно говорить по-русски и быть выходцем из стран бывшего СССР. Согласно новым правилам, соотечественниками считаются выходцы непосредственно из России или родственники тех, кто когда-то проживал на территории страны.
Но только ли эти ограничения тормозят приток мигрантов, осознающих себя нашими соотечественниками? Отнюдь нет.
Начнем с того, что мигранту-переселенцу требуется заполнить огромное количество документов в стране проживания, простоять огромную очередь в консульстве РФ, пообщаться с совсем не «дружелюбными» российскими дипломатами. Отношение к соотечественнику, решившему вернуться на родину, не изменяется и на территории РФ, все те же очереди в ФМС, «добродушие» чиновников, отсутствие единообразия в заполнении документов и так далее, и так далее.
К тому же полное отсутствие интереса чиновников к частной жизни будущего гражданина РФ –невыплаты компенсаций за переезд и провоз багажа, невозможность устроиться на работу, подыскать доступное жилье. Денежные запасы приехавших тают на глазах, а постоянные подачи документов, заверения нотариальных копий, съем комнат, прохождение медицинских и иных комиссий вытягивают ежедневно все большие и большие суммы.
Тогда что же привлекает мигрантов к участию в Программе?
Сроки предоставления гражданства. Если в обычном режиме срок получения гражданства РФ иностранным гражданином составляет в среднем три года (с учетом получения РВП, ВНЖ), то по Программе Переселения Соотечественников желанное гражданство и заветный паспорт можно получить за 6-8 месяцев.
Мы предлагаем качественно иной подход к участию в Программе Переселения Соотечественников.
Мы готовы предложить вам:
- отсутствие очередей в ФМС
- корректное заполнение документов и справок
- жесткое следование указанному ФМС списку документов и процедурам
- вашу личную подачу документов во всех госстуктурах (что дает вам дополнительные гарантии законности получения вами гражданства РФ), при этом взаимодействие с чиновниками сводится к минимально допустимому
- минимизацию нахождения гражданина в регионе оформления (в случае его не проживания в данном регионе)
Этапы и сроки:
1 этап.
• Проверка возможности участия в Программе иностранного гражданина, находящегося на территории РФ
• Формирование пакета документов для желающего стать участником Программы
• Оформление запроса на участие иностранного гражданина в Программе, направление запроса в консульство РФ в стране проживания иностранного гражданина.
• Получение Карточки Переселенца.
Срок 1-2 месяца.
2 этап
• Возвращение иностранного гражданина на территорию РФ
• Подача документов в Федеральную Миграционную службу (ФМС) на разрешение на временное проживание (РВП).
Срок рассмотрения РВП – 2 месяца.
3 этап
• Получение РВП, регистрация по РВП.
• Подача пакета документов на получение гражданства.
Срок рассмотрения документов 2-4 месяца.
Результат
Получение паспорта РФ на основании решения о принятии в гражданство Российской Федерации.
Программа рассчитана на иностранных граждан, находящихся на территории ЦФО (Центрального
Федерального Округа) или имеющих возможность приехать в Москву или одну из соседних областей.
Подробности узнавайте по телефонам.
Кто может стать участником программы переселения в Россию?
Программа не ограничивает круг потенциальных переселенцев. Но при этом подчеркивает, что именно соотечественники, воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, более всего способны к адаптации в нашем обществе. Решение об участии в государственной программе соотечественник принимает исключительно добровольно на основе осознанного выбора им места жительства и работы.
В какие регионы будут приглашать переселенцев? Можно ли переехать по госпрограмме в Москву?
Программа содействия переселению - это одно из направлений решения демографической проблемы нашей страны. Поэтому переселенцы будут приглашаться туда, где они более всего нужны. В программу не войдут крупные мегаполисы, где достаточно высокая рождаемость и нет недостатка в трудовых ресурсах. Регионы должны подготовить свои программы содействия переселению, исходя из местных социально-экономических условий. Они должны определить, сколько народа им требуется, на какие специальности и какой квалификации.
Куда в первую очередь пригласят соотечественников?
Пилотными регионами программы стали Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области. Руководителям именно этих регионов указ президента предписывает раньше других подготовить проекты региональных программ переселения. Но число регионов постоянно растет. В настоящее время в Программу переселения включены Архангельская, Воронежская, Новосибирская, Омская, Курганская, Пензенская области и другие субъекты Российской Федерации.
Какой статус получат переселенцы и когда они смогут обрести российское гражданство?
Выбрав определенный вариант переселения и пройдя все необходимые процедуры, соотечественник приобретает статус участника государственной программы, что закрепляет его права и обязательства и обязательства принимающего субъекта РФ. Участнику госпрограммы и членам его семьи оформляются необходимые документы для переезда в Россию, в том числе специальное свидетельство участника госпрограммы и при необходимости виза. К октябрю нынешнего года будут внесены изменения в нормативные документы, которые позволят сократить сроки и установить особый порядок оформления разрешений на временное проживание и вида на жительство для участников программы.
Какой правовой статус участника Госпрограммы в Российской Федерации?
Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.
В течение какого периода участник Госпрограммы получает гражданство России?
В срок от 4 до 6 месяцев со дня подачи заявления на получение разрешения на временное проживание.
На каких условиях осуществляется трудовая деятельность участником Госпрограммы до получения гражданства России?
Участники Госпрограммы и член их семей осуществляют в Российской Федерации трудовую деятельность без получения в установленном порядке разрешения на работу.
В каких случаях просьбы о переселении не удовлетворяются?
Решение об отказ в приеме соотечественника может быть принято в случае, если заявитель не обладает профессией, востребованной в регионе, а также в случае сообщения о себе недостоверных данных, наличии непогашенной судимости и ряде других случаев.
Остались вопросы? - ЗВОНИТЕ!
Ветхое жилье
Расселение ветхого и аварийного жилья является одной из главных задач жилищной реформы. Ветхий фонд не только портит общий вид города, но и несет в себе угрозу для проживающих в нем людей. Дело в том, что ремонт в этих домах не проводился десятилетиями. Согласно действующему трудовому законодательству РФ обязанность по ремонту помещений стала возлагаться на собственников. К сожалению, не у всех жильцов есть возможность для ремонта дома. Количество аварийного жилья стало увеличиваться в связи с тем, что у большинства проживающего населения не хватает средств на приобретение квартиры в новостройках. А государство не имеет возможности всех обеспечить доступным жильем.
В последнее время ветхое жилье законодательство не обделило вниманием. Так, в 2006г. был принят Закон г. Москвы № 21 Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве . Согласно ему, граждане обязаны освободить жилье на следующих основаниях:
дом подлежит реконструкции и ремонту
перевод жилого помещения в нежилое помещение
здание подлежит сносу и признано аварийным для проживания.
Также Президентом РФ был подписан Федеральный Закон о расселении ветхого жилья, принятый 26.02.2010г. и регулирующий переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в пригодные для жизни жилищные помещения.
Во многих регионах России была разработана программа расселения (сноса) ветхого жилья, продолжающаяся и в г. Действующие программы по расселению ветхого жилья (при сносе дома) позволяют, хоть и медленно, но изменить ситуацию. Одним из противоречивых моментов в решении проблемы, связанной с расселением аварийного жилого фонда, является определение размера площади предоставляемого жилого помещения. Одна группа чиновников выступает за то, чтобы площадь квартиры определялась нормами жилого помещения, предоставляемого на одного человека (ст. 50 ЖК РФ ) либо руководствоваться ст. 89 ЖК РФ. Согласно ей площадь нового жилья должна соответствовать площади ранее занимаемого помещения. Решение зависит от конкретного случая: нуждается та или иная семья в улучшении жилищных условий или нет. Другая группа людей считает, что руководствоваться надо только ст. 89 ЖК РФ. Это касается муниципального жилищного фонда. Собственникам же необходимо предоставлять равноценное по площади жилье.
Программа реконструкции ветхого жилья предусматривает снос непригодных для проживания жилых помещений, ветхого жилого фонда и предоставление гражданам РФ более нового и благоустроенного жилья.
Переселение граждан из ветхого жилья, снос ветхого жилья (даже в Москве) – одна из главных проблем в жилищно-коммунальной реформе. Реализация существующих программ расселения граждан из ветхого и аварийного жилья позволяет разрешить ее в более быстрые сроки. Для этого в каждом городе был составлен свой список ветхого и аварийного жилья, подлежащего сносу. С каждым годом перечень аварийных домов уменьшается, что не может не радовать граждан РФ.
Принятое Постановление Правительства РФ в 02.08.07 № 494 регулирует следующее: какое жилье считается ветхим и аварийным, как признать жилье ветхим и подлежащим сносу или реконструкции.
Существует определенный порядок переселения из ветхого жилья. Для начала необходимо подготовить и предоставить в городскую межведомственную комиссию соответствующие документы: заявление, план жилого помещения, технический паспорт, жалобы, претензии граждан, проживающих в доме, заверенные копии документов, устанавливающих право на жилое помещение, а также заключение соответствующих органов, изучавших состояние жилых помещений. На основании предоставленных документов комиссия проводит оценку дома и принимает одно из решений:
признать дом аварийным и непригодным для проживания
признать помещение пригодным для проживания
провести реконструкцию и перепланировку здания
и др.
На основании заключения комиссии, например, о признании дома в аварийном состоянии, происходит расторжение договоров аренды, найма жилого помещения. Следующий этап: решение вопроса о предоставлении соответствующего жилья гражданам РФ.
Возможна и приватизация ветхого жилья. Решение о приватизации принимает каждый человек самостоятельно.
Обратившись к юристам, каждый человек может получить квалифицированную помощь и консультацию по вопросам расселения ветхого жилья.
Уроки миграции: модели и факторы адаптации поздних переселенцев в Германии
Савоскул М.С. 1
(Опубликовано в книге: Этническая демография: Сборник статей / Под ред. И.А. Даниловой, О.А. Хараевой. -М. МАКС Пресс, 2010. с. 112-131 )
В начале 1990-х годов в Западной Европе в социальных науках, в дискуссии о мигрантах, возникло мнение о ключевом влиянии институтов современного национального государства (миграционной политики, институтов демократии и права, государственных систем образования, здравоохранения и социального обеспечения) на ход интеграции мигрантов. Этот подход рассматривает миграционные процессы в терминах социальных взаимоотношений, предполагая, что структура социальных взаимоотношений зависит от устройства политических и институциональных рамок принимающего общества.
Таким образом, в дискуссиях о миграции, как в академическом, так и в политическом и общественном дискурсах в Европе, и в частности в Германии, произошло смещение акцента от рассмотрения культурных и индивидуальных особенностей мигрантов, как определяющих успешность интеграции, к роли социальных институтов, воспроизводящих неравные правила игры, для разных участников и для разных территорий. Утверждение центральной роли национальных государств в структурировании миграционных процессов стало сутью нового подхода в миграционных исследованиях.
В немецкоязычной и русскоязычной литературе не существует термина, однозначно определяющего суть данного подхода, в англоязычных публикациях чаще всего используется термин - «relation approach». Этот исследовательский подход, когда утверждается, что социальные отношения формируют социальную структуру, а не субъект определяет социальные отношения, противопоставляется традиционному классическому взгляду, который ставит субъекта или социального актора в центр социальных интеракций (социальных отношений). Современными представителями традиционного подхода можно считать в философии - Ж. Деррида, в социологии - Э. Гидденса, в географии - Б. Верлена.
Первоначальным идеологом нового взгляда в социальных науках принято считать Мишеля Фуко, который в своей работе «Слова и вещи» 2 рассуждает о новом месте человека в истории, и о новом понимании человека. Сторонниками и последователями Мишеля Фуко в миграционных исследованиях являются ученые, занимающиеся пост-колониальными исследованиями, а также сторонники, так называемого, сетевого подхода в работах о мигрантах. Среди них - Bhabha Homi К. Appadurai Arjun, Bauman Zygmut, Granovetter Mark. Отдельно можно назвать Latour Bruno, который предполагает, что субъект существует, но не может существовать отдельно от своего окружения 3 .
В среде авторов, которые рассматривают миграцию как структуру социальных взаимоотношений, сложившихся в поле институтов национального государства, и являются сторонниками «relation approach», существует несколько различных направлений 4 .
Существует мнение, что социальные институты, такие как обычное право или религия, также как и публичный дискурс инкорпорируют и воспроизводят, выработанные государством правила поведения с мигрантами. То есть они создают социальные, рамочные условия, в которых та или иная миграционная политика может быть сформулирована и реализована.
Ряд исследователей помещают само государство в контекст глобальных социальных изменений в мире. Таким образом, государство само становится объектом исследования. Это является характерной чертой концепции транснационализма, которая описывает новый феномен социальной интеграции не локализованный в пространстве. Сообщества мигрантов, чьи социальные связи и солидарности преодолевают территориальные границы, стали объектом исследования для новой концепции в социальных науках. 5 Транснационализм предлагает рассматривать миграцию как процесс расширения пространства деятельности акторов, а не как перемещение из одного места в другое.
Михаэль Боммес по-иному подходит к изучению транснационализма. Он полагает, что в настоящее время в европейских государствах деление на «своих» и «чужих» происходит не на основании этничности, национальной принадлежности и культуры, а на основании социальной благонадежности и успеха на рынке труда. Мигранты в принимающем обществе могут принадлежать, как к «ядру», так и к «периферии» 6 .
Автор данной статьи не отрицает значительное влияние институциональных структур и взаимоотношений между субъектами на ход процесса интеграции мигрантов, но считает, что, как и любые крайности, принятие только этой точки зрения не позволяет взглянуть на процесс интеграции во всем его многообразии и сложности.
В ходе исследования процесса интеграции поздних переселенцев (российских немцев) из России и других стран СНГ, было установлено, что в ряде случаев при равных внешних условиях, при равном влиянии институциональных структур на ход процесса интеграции, можно говорить об индивидуальных характеристиках мигрантов, которые выступают ограничивающими или облегчающими интеграцию факторами. Таким образом, в ходе исследования интеграции, по мнению автора, нельзя полностью исключить субъекта и его индивидуальные характеристики из поля зрения ученых.
В данной статье будут рассмотрены мнения поздних переселенцев, российских немцев, относительно роли принимающего государства и индивидуальных особенностей мигрантов, как факторов облегчающих или затрудняющих процесс интеграции и в конечном счете, определяющих модели адаптации поздних переселенцев в принимающем обществе.
Публикация структурирована следующим образом:
рассмотрена методика исследования в работе представлены наиболее распространенные среди переселенцев модели адаптации к жизни в новой стране, которые были выявлены в ходе эмпирических исследований, по итогам анализа глубинных интервью с переселенцами приведены различные факторы, определяющие, по мнению самих переселенцев, успешность их интеграции в Германии. представлены критерии успешности интеграции мигрантов в принимающее общество.
В ходе официальной дискуссии о создании оптимальной политики для интеграции мигрантов в Германское общество уже неоднократно делался акцент на необходимости понимания того, что поздние переселенцы в Германии это не однородная, не гомогенная группа, как в этническом плане, так и в социально-экономическом плане.
В данной публикации под российскими немцами, или поздними переселенцами, я понимаю всех, кто переехал в Германию из России или других стран СНГ и получили юридический статус позднего переселенца, позволяющий им стать гражданами Германии, независимо от этнической, национальной или культурной принадлежности, а так же от их этнической идентификации. Это вызвано, прежде всего тем, что переселенцы из Казахстана, Киргизии, Узбекистана или Молдавии имеют отношение к русской и российской культуре, так же как и переселенцы из России. И те из переселенцев, кто не является полностью этническим немцем, так или иначе связаны родственными, семейными и культурными взаимодействиями с этническими немцами.
Ни в советское время, ни сейчас эта этнокультурная группа не была гомогенной. В ряде случаев различия внутри группы усилились после переезда в Германию, поскольку часто представители одной и той же социальной группы на прежнем месте жительства под влиянием различных факторов по разному адаптировались к условиям принимающего общества.
Для создания действующей концепции по интеграции переселенцев, которые переезжают в Германию уже более 15 лет, важно представлять механизмы интеграции переселенцев в принимающее общество, учитывать факторы, затрудняющие или облегчающие интеграцию, а также выявлять наиболее типичные модели адаптации к новой социально-экономической среде, отличающейся от прежнего социального мира переселенцев.
Методика исследования
Данная статья написана по итогам ряда проектов, выполненных в 2002 - 2007 годах, при финансировании Немецкой службы межакадемических обменов (ДААД), а также Центра Исследований Германии и Европы Санкт-Петербурга (ЦИГЕ), университета г. Билефельда и университета г. Франкфурта.
Проекты различались по тематике, основным задачам и целям. Например, исследование 2002 г. проведенное в Баварии, было посвящено сетевым структурам, образуемым российскими немцами в Германии и их роли в процессе интеграции мигрантов 7. Проект, выполненный в рамках ЦИГЕ и Университета г. Билефельд фокусировался на трансформации образа Германии у российских немцев в процессе интеграции в германское общество 8. Основной акцент исследования, проведенного автором в Берлине в 2006 г. в рамках финансирования ДААД, был сделан на гендерной специфике адаптации переселенцев, а также на особенностях интеграции переселенцев в большом городе.
Тем не менее, во всех, проведенных исследованиях, автор в первую очередь обращал внимание на типичные черты в социальном поведении переселенцев в ходе интеграции, на типичные пути их вхождения в принимающее общество и дальнейшие стратегии жизненного поведения поздних переселенцев, что и нашло отражение в данной статье.
В ходе выполнении всех упомянутых проектов автором выдвигались различные рабочие гипотезы, часть из которых была подтверждена в ходе работы, остальная часть не получила подтверждение. Но большая часть выводов сделана уже по итогам анализа проведенных биографических и экспертных интервью.
Таким образом, эмпирической базой работы стали около 100 глубинных биографических интервью около 20 экспертных интервью, например с активистами землячеств немцев из России в Германии или специалистами, работающими с переселенцами в Германии включенное наблюдение, анализ русскоязычных изданий, а также русскоязычных Интернет-форумов Германии. Таким образом, появилась возможность взглянуть на процесс интеграции глазами переселенцев и выявить факторы, которые, на их взгляд, оказывают влияние на выбор модели адаптации в Германии.
Возможность проводить интервью, как на русском, так и на немецком языке, рассматривается мною, как фактор, способствующий более глубокому проникновению в исследуемую проблематику. Большая часть интервью продолжалась от 1,5 до 2,5 часов и затрагивала следующие блоки вопросов:
краткая биография респондента до переезда в Германию
профессиональная биография до переезда в Германию
основные причины и мотивы миграции
переезд в Германию
первые впечатления от страны после миграции
профессиональная интеграция респондента и членов его
семьи
языковые навыки
преимущества и недостатки жизни в Германии
понятие «Родины» у респондента
проведение свободного времени в Германии
повседневная жизнь респондента (работа, покупки, отношения в семье и т.д.)
воспитание детей
политическая и общественная активность респондента
сходства и различия жизни в бывшем СССР и в Германии
отношения между респондентом и «местными» немцами
изменение в образе жизни до и после миграции
оценка успешности интеграции самим респондентом.
Особое внимание в ходе подготовки данной публикации было обращено на выявление факторов, способствующих и замедляющих интеграцию, по мнению респондентов, а также на определение наиболее типичных стратегий поведения переселенцев в Германии.
Представленные ниже адаптационные модели поведения российских немцев, а также факторы интеграции были выявлены по итогам анализа, проведенных глубинных интервью, включенного наблюдения автора, а также анализа публикаций и Интернет-форумов русскоязычных мигрантов.
Модели адаптации переселенцев в Германии
Поскольку тема адаптации переселенцев в Германии очень широкая, то в данной публикации автор ограничивается рассмотрением моделей адаптации только для тех переселенцев, которые получили профессию или образование в стране выхода, то есть приехали в Германию, уже после 20 лет, но еще не вышли на пенсию. Таким образом, подростки и пенсионеры, остаются пока за рамками данной статьи. Достигаются указанные модели различными путями и за различное время, поэтому возможно великое множество вариантов реальных моделей адаптации и экономического поведения переселенцев. Тут приведены наиболее типичные модели социально- экономической адаптации переселенцев.
Ниже представлены социальные механизмы выбора моделей адаптации на примере трех групп переселенцев, отнесенных автором к различным социальным слоям. Это мигранты, обладающие высоким, средним и низким социальным статусом в стране выхода.
Наибольшее разнообразие моделей адаптации наблюдается в группе респондентов с достаточно высоким социальным статусом в стране выхода. К данной группе относятся российские немцы и члены их семей, которые в России или других странах СНГ обладали достаточно высоким социальным статусом. Это переселенцы с высшим образованием, преимущественно жители больших городов. Среди респондентов, с которыми проводились глубинные интервью, преобладающие профессии в стране выхода - врачи, инженеры, научные сотрудники, учителя (смотреть схему 1).
Для этой группы существует три наиболее возможные модели интеграции. Первая подразумевает сохранение социального статуса. Вторая - некоторое снижение социального статуса. Третья - сильное снижение социального статуса, по сравнению с социальным статусом в стране проживания. Это группа относительно небольшая по численности, но среди представителей данной группы в большинстве случае преобладает позитивная этническая идентичность. В этой группе преобладающее большинство людей выбирает первые две модели адаптации, то есть, либо сохранение социального статуса, либо некоторое его снижение.
Сохранение социального статуса происходит несколькими путями. Исходя из интервью можно говорить, что чаще всего врачи, инженеры, научные сотрудники и прочие подтверждают дипломы о высшем образовании и сохраняют свою профессию в стране проживания, а следовательно и социальный статус.
«. Когда приехал в Германию, 13 лет назад это было, в первый год сказал сам себе: «я должен это сделать, сжать зубы, но сделать» и подтвердил диплом врача, первые два года очень сложно было. » 9
В наиболее сложное положение попадают учителя, потому что диплом учителя в Германии не признается, и они вынуждены, либо получать новую профессию, чтобы сохранить высокий социальный статус, либо несколько снижать социальный статус. Многие учителя, хорошо владеющие немецким языком, находят выход в активной общественной работе, создают различные организации 10. занимающиеся консультацией и помощью переселенцам. Это хоть и не повышение социального уровня, но ощущение собственной общественной необходимости, повышает самооценку этих переселенцев.
«. Мне уже поздно что-то искать было тут в смысле работы, хотя я сначала и в Ратхаузе несколько лет работала, в отделе по мультикулътурному развитию, это еще не в Берлине было, а куда нас направили из лагеря, маленький совсем городок в восточной Германии. А уж в Берлине, я сейчас на нескольких работах и в АОА и в «Наш der Heimat» и еще вот лекции организовываю для женщин переселенок, все это практически на общественных началах. Но дома сидеть не могу, а так людям польза.» 11
«. Я же больше 20 лет проработала учителем математики в России, и вроде неплохим учителем была. А тут вот путцфрау работаю, не дается мне немецкий никак. Практику делала в детском саду, думала, хоть воспитателем буду, но не оставили там, немецкий слабый очень. Да и лет уже много, что-то новое начинать. » 12
В данном случае, при сохранении всех рамочных условий важную роль играет возраст переселенцев, чем младше переселенцы, тем больше возможностей получить образование и найти свое место на рынке труда Германии.
Многие переселенцы, которые выбирают путь сохранения высокого социального статуса через получения нового высшего образования в Германии, выбирают профессии социальных работников, программистов, инженеров, которые являются достаточно востребованными в Германии. Нельзя сказать, что среди тех, кто поступает учиться в университет, преобладает выбор определенной профессии.
«. В какой-то момент поняла, что надо получить тут образование, иначе дальше не пойдешь. Тем более, что я еще молодая была, учиться было можно. Вот я и выбрала эту социальную школу в Берлине. Нельзя сказать, что очень престижная профессия, но без работы пока точно не останусь. Я не жалею, что такой выбор сделала. » 13
Снижением социального статуса можно считать, постоянную работу, не соответствующую образованию, полученному в стране выхода. Среди наиболее часто встречаемых вариантов в таких случаях, это работа на постоянной или долгосрочной основе в детском саду, работа медсестрой в клинике или частной врачебной практике, работа секретарем, продавцом и т.д.
При сохранении всех прочих условий, важным фактором получения работы, а следовательно и сохранении определенного социального статуса является знание немецкого языка, о чем упоминали все респонденты.
Следующая модель адаптации к новым условиям приводит к снижению социального статуса, тут в большинстве случаев, по мнению респондентов ограничивающими факторами являются возраст и знание немецкого языка. Сложно продолжать образование или получать новое образование в предпенсионном возрасте, поэтому многие переселенцы вынуждены браться за временную низко квалифицированную работу, часто среди этой группы переселенцев распространена нелегальная занятость (продавцы, чернорабочие, строители), особенно в крупных городах, где социальная анонимность граждан выше, чем в небольших городах. В этой группе достаточно четко проявляются гендерные различия в занятости переселенцев - женщины работают, нянями, сиделками с престарелыми, уборщицами, мужчины - чернорабочие, водители и др.
Определенная часть переселенцев из этой группы попадает в категорию безработных или получающих социальную помощь. Часть из них, постепенно становится пенсионерами.
Вторая группа переселенцев, те, кто не обладали достаточно высоким социальным статусов в стране выхода. Чаще всего это российские переселенцы со средним или средним специальным образованием, которые работали в стране выхода - строителями, квалифицированными рабочими, медсестрами, различными административными сотрудниками. Это группа наиболее многочисленная, среди переселенцев, среди них наблюдаются люди с различной этнической идентификацией.
Сюда же относятся и руководители среднего звена или высококвалифицированные работники, приезжающие из сельской местности в Германию.
В этой группе редко кому удается подтвердить свое образование и продолжать работать по специальности. Чаще всего представители данной группы, в случае сохранения социального статуса получают новое образование в Германии, для получения новой профессии. Это могут быть социальные работники, медсестры, рабочие высокой квалификации и т.д.
«. Муж мой в Казахстане на стройке работал, потом 20 лет на шахте. Тут он устроился сейчас тоже на стройке, монтажником работает, мы довольны, в нашем возрасте, сложно что-то найти, а он хорошо зарабатывает. Я там последнее время безработной была, а тут меня сначала швеей взяли работать, потом уборщицей, это все из социального центра меня направляли. Дочка старшая в 17 лет приехала, сейчас помощником врача работает. » 14
Достаточно много среди представителей этой группы и переселенцев, которые снижают свой социальный статус и живут либо на социальное пособие, или на пособие по безработице, либо заняты на низкоквалифицированных, обслуживающих профессиях.
Третья группа переселенцев, с достаточно низким социальным статусом, часто они обладают профессиями, которые уже не востребованы в Германии (например, доярки, зоотехники и т.д.). Многие представители этой группы получают в Германии новую профессию, либо работают на различных временных работах. Часть из них получает социальное пособие или пособие по безработице. Это относительно немногочисленная, но наиболее нестабильная в социальном плане группа переселенцев. Те из представителей данной группы, которые живут в больших городах, часто работают нелегально (уборщицами, продавцами, рабочими), в различных структурах, организуемых переселенцами.
«. Думаю, что нам сложно будет найти работу в Германии, во-первых, возраст, во-вторых - прежняя профессия, я вот скотником работал в России, а тут мне, кажется это и не нужно совсем. Может, пчелами займусь, не знаю еще, пока мы с женой оба социальную помощь получаем. » 15
Факторы, влияющие на успешность интеграции российских немцев в германское общество
По мнению самих мигрантов, одни и те же факторы, в разных принимающих условиях могут играть роль, как ограничителей, так и катализаторов интеграции, поэтому систематизировать, представленные ниже факторы достаточно сложно.
Ниже приведены, основные факторы, которые чаще всего называли сами респонденты в ходе интервью. Они разделены на три группы (табл. 1). В зависимости от социально-экономической ситуации, а также в зависимости от индивидуальных особенностей мигрантов, представленные в таблице факторы могут играть, как положительную, так и отрицательную роль в интеграции.
Таблица 1. Факторы, влияющие на процесс интеграции переселенцев