Грибы и ягоды из омских лесов попали на полки федеральной торговой сети
Омская компания Продмассив начала поставки дикоросов в один из магазинов Холидей .
Планируется, что если таежные дары из Омска будут пользоваться спросом, то в магазинах федеральной компании появятся еще пять-шесть подобных отделов.
Добавим, что сейчас Продмассив завершает строительство производственного комплекса по переработке дикоросов в Тарском районе. Субсидию на реализацию этого проекта предприятию выделило региональное министерство экономики. Новое производство позволит заработать жителям сельской глубинки и станет серьезной точкой роста для экономического развития северных территорий Омской области.
Напомним, с года государственной программой Развитие экономического потенциала Омской области предусмотрено предоставление субсидий малым и средним предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с заготовкой и переработкой дикоросов. По данным портала Омская губерния , бизнесмены могут рассчитывать на субсидии на строительство и реконструкцию производственных объектов и на покупку оборудования.
Дикорос: омский бизнес уходит в лес
В Омской области набирает популярность бизнес по сбору и переработке дикорастущей продукции: ягод, грибов, лесных трав. В основном предприниматели арендуют участки на севере региона в экологически чистых районах. Постепенно этот вид деятельности находит отклик среди местного населения. В прошлом году только одна из таких компаний «Продмассив» временно трудоустроила около 7 тысяч человек. О том, с чем приходится сталкиваться во время работы по сбору дикоросов, рассказала член правления Ассоциации развития предпринимательства, директор ООО «Продмассив» Елена Смирнова.
В Омской области набирает популярность бизнес по сбору и переработке дикорастущей продукции: ягод, грибов, лесных трав. В основном предприниматели арендуют участки на севере региона в экологически чистых районах. Постепенно этот вид деятельности находит отклик среди местного населения. В прошлом году только одна из таких компаний «Продмассив» временно трудоустроила около 7 тысяч человек. О том, с чем приходится сталкиваться во время работы по сбору дикоросов, рассказала член правления Ассоциации развития предпринимательства, директор ООО «Продмассив» Елена Смирнова.
— Социально полезный бизнес — что это в вашем понимании?
— В моем понимании социально ответственный бизнес — это бизнес, который направлен на развитие территории, на улучшение жизни в определенной местности. И непосредственно наш «Продмассив» — это как раз та компания, говорю без преувеличения, которая опосредованно занимается развитием территории, ведь основная наша задача — заготовка лесных продуктов. А вся заготовительная деятельность построена именно на работе и занятости местного населения. Работая сами, мы заставляем и мотивируем работать других.
— Сколько людей Вы привлекаете к сбору?
— За прошлый год нам удалось привлечь к занятости только в Усть-Ишиме и Тевризе порядка 7 тысяч человек. И я думаю, в этом году сможем увеличить до 10 тысяч местных жителей. Сейчас появилась обратная связь: люди сами звонят и предлагают варианты сотрудничества. Узнали, что магазин собираемся открывать, и у нас уже появились предложения по изготовлению пельменей из дикого мяса. Это все те же люди, которые ходят за ягодой, но только теперь они еще и охотники.
Только в одном Усть-Ишиме мы на закупе оставили больше 8 млн рублей. В Тевризе закуп еще идет, и цифра за сезон приближается к 12 млн рублей. Это только клюква.
— Елена Ивановна, компания «Продмассив» работает с года. Каких успехов удалось достичь за это время? С чего начинали и что в ассортименте компании сегодня?
— Мы начинали, как и все предприниматели, с амбициозной идеи в году создать компанию, которая будет заниматься заготовкой дикоросов. Многие об этом говорили и считали актуальным, но смотрели со стороны. Мы изначально понимали, что сложностей будет много. Работа предстоит с большой территорией, причем с мелкими населенными пунктами. Не всегда к ним легко добраться даже при наличии транспорта. Проблема также в ярко выраженной сезонности бизнеса: два квартала мы работаем с доходом, а другие два квартала — с затратами, но без дохода. Сам продукт зависит от урожая и иногда от таких факторов, которые нам пока до конца не понятны. Вроде и дождь идет, а гриб может быть червивым. Мы еще не полностью подстроились под природную ситуацию. И это тоже сложность.
Деятельность была новой, в Омской области в таких масштабах никто не занимался этим делом. Я ездила в Томск, изучала опыт коллег. В году мы отрабатывали процессы заготовки. В году развивались, уже работали над формированием имиджа, развитием ассортимента, а также поиском новых рынков сбыта.
— А какова география сбора дикоросов в Омской области? Если у Вас закупы в других регионах?
— В Омском регионе мы работаем на севере: Усть-Ишим, Тара, Седельниково немного, Муромцево, Тевриз, Знаменка. Пока «захватываем» территорию Тюменской области.
— Есть ли проблемы с организацией закупа?
— Это одна из основных проблем. Жители Тевриза и Усть-Ишима сами занимаются собирательством — заготавливают клюкву. У них даже есть планы по работе. На других территориях, как выяснилось, у каждой семьи есть план работ на год, и людям интересно пойти в лес, но как раз в это время начинается сельская работа: покосы, высадка и сбор картофеля, ухаживания за сельским подворьем, прополка и т. д. И когда мы предлагаем людям пойти в лес, у них появляются дела, более важные для них. Поэтому приходилось много работать с людьми, разъяснять пользу сбора дикоросов. В году в Нагорно-Ивановском поселении мы провели эксперимент. Предложили населению заготавливать березовые веники. А сбор веников происходит как раз тогда, когда картошка уже посажена, а покос еще не начался, и у них есть время. И люди стали активно заготавливать веники, получили за это реальные деньги, сделали выводы. Дальше работа пошла более слаженно. Надо точечно работать, изучать, чем живут люди и встраиваться в их порядок жизни.
— Какие проблемы существуют в данной отрасли? Какое решение их Вы видите?
— Сезонность. Решение — организация другого бизнеса на территории. На данный момент в Усть-Ишиме ведется строительство, в Таре пока разрабатывается проект многофункционального перерабатывающего комплекса, работа которого поможет сгладить сезонный спад. Третья стандартная проблема — сбыт. Но не скажу, что у нас это большая проблема: в прошлом году оборот был 500 тыс. рублей в месяц, сейчас — более трех миллионов рублей. И динамика хорошая, но для экономики предприятия недостаточна. Это вопрос времени, органы власти здесь могли бы помочь. Например, позволить подобным компаниям участвовать в госзаказе.
— Каковы потребности жителей региона? Что берут охотнее: клюкву или голубику?
— В большей степени все зависит от предложения, которое существует. Клюкву покупают всегда в разы больше, чем любую другую — это ягода №1. Бруснику — меньше, чем клюкву в раза в два, а вся остальная ягода зависит от предложения. К примеру, голубики в прошлом году было мало, соответственно, ее и в предложении было мало. В этом году голубики много, но мы ее уже почти полностью продали.
— Лидерами по заготовке грибов и ягод являются Восточная Европа, включая Россию, США и Китай. Последние наращивают объемы за счет ягод и грибов, культивируемых на плантациях, но их качество в сравнении с дарами леса, выросшими в естественных условиях, хуже. А может ли обычный потребитель это определить по внешнему виду продукта?
— Если возьмем ежевику, то польская или китайская будет намного крупнее — очень товарна внешне. Сибирская ежевика никогда не будет крупной — не вырастает она такая из-за наших условий. Она помельче, но тоже прилично выглядит, и на вкус ягода хорошего качества.
Если взять бруснику, то не специалист не отличит китайскую от сибирской дикой. Это практически невозможно. Единственное отличие — ягода у них мокрая на ощупь, даже если достать замороженную из холодильника. Я думаю, это из-за обработки ее химическими реагентами. Что касается клюквы, здесь ее различить несложно. Выращенная канадцами — крупная. Понятно, что она культивирована, и даже по вкусу другая. С китайской сложнее: она больше похожа на дикую. Единственное, по структуре немного другая, если ее разрезать, то это можно увидеть на срезе.
— А как дело обстоит с грибами?
— В Омске белых грибов, подосиновиков, подберезовиков китайского производства не встречала. Их нет в широком представлении. Что касается опят: мы их видим, знаем, они очень отличаются внешне. В прошлом году был урожай на эти грибы — они стоили на 100 рублей дороже, чем польские и китайские, но хорошо продавались, так как даже внешне они отличаются от выращенных искусственно. Китайцы активно выращивают черный груздь, он тоже отличается от нашего. Но цена соизмерима с нашей местной. Поэтому смысла подменять пока нет, так как нет больших объемов потребления грибов.
— Каков рынок сбыта?
— На сегодняшний день по сбыту мы работаем с другими регионами. Отгружаем в Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск и Казахстан. И я вижу, что рынок Казахстана для нас будет перспективным, будем разрабатывать это направление. Иными словами, там живут много русских, которые потребляют ягоды и грибы в таких же объемах, как и мы.
Текст и фото: пресс-служба Ассоциации развития предпринимательства
Из леса на стол. В центре Омска открылся магазин дикоросов
Многие из нас, насмотревшись по телевизору программ об искусственно выращенных продуктах, различных вредных добавках, консервантах и фастфуде, стараются найти в магазине максимально натуральный продукт и тщательно изучают состав на этикетке, а так называемые рестораны быстрого обслуживания не признают вовсе. Как раз на днях в Омске открылись два заведения, которые друг на друга совсем не похожи – долгожданный и в то же время обруганный Mc`Donalds и магазин Лавка натуральных продуктов .
О первом мы и так всё прекрасно знаем – в нашем городе это не первая подобная сеть. А магазин такой открыт впервые. Раньше компания Продмассив , занимающаяся сбором дикоросов с года, работала только с оптовыми поставками и продавала ягоду и солёно-отварные грибы в рестораны и столовые. В прошлом году продукция впервые получила фирменную упаковку и была представлена на агропромышленной выставке в ноябре. После появилась и на городских ярмарках.
Магазин как экспериментальный участок
Что предлагают омичам в Лавке ? Замороженные и сушёные ягоды, морсы и варенье, маринованные и замороженные грибы, продукция, чай и чайные напитки, таёжный мёд в сотах и бочонках, сувенирная и подарочная продукция. А ещё здесь планируется продавать деликатесную рыбу осетровых пород и пород стерляди под заказ. Но пока её будут привозить из Томска, а в следующем году планируется торговать уже местной. В январе ассортимент пополнит деликатесное мясо дичи: кабана, косули и лося.
Руководство компании пригласило к сотрудничеству омских ремесленников, которые в будущем смогут разделить с ней полки магазина. Сувениры из Тевризского района уже продаются.
Вся продукция, представленная в магазине, родом из Сибири: 95% - из Омской области, остальные 5% приходятся на томскую рыбу. На полках уже начал появляться товар от других предприятий. В день официального открытия уже можно было купить старокарасукское масло, например.
Грибы замороженные. Фото: АиФ / Александра Горбунова
- Мы уже неделю работаем, работаем неплохо, постоянный спрос, - рассказывает Елена Смирнова. основатель компании Продмассив . - Изначально магазин рассматривали как экспериментальный участок, на котором можно будет тестировать наши новинки. Уже сейчас представили два абсолютно новых продукта: морсы, которые мы до этого не продавали, и грибную икру.
Ручной труд и деревенские рецепты
Грибы изготовлены по ГОСТам, причём по старым. Для того, чтобы проработать технологию их переработки, компания работала со специалистами из новосибирского института пищевых технологий. Но в основном Продмассив старается работать по деревенским рецептам, совмещая их с современными технологиями обработки. Многие рецепты обнаруживаются походу работы с сельским населением.
Кстати, занятость жителей севера области – один из самых важных моментов проекта. Рабочие места там создаются только этим бизнесом. В процессе задействованы десятки тысяч людей. Крупных предприятий на севере региона нет, люди занимаются веками сбором трав, ягод, грибов и мёда.
и консервированные можно купить в магазине. Фото: АиФ / Александра Горбунова
Заготовка ягоды – серьёзный и скрупулезный труд. Во многом сбор осложняет болотистая местность, вывозить собранное иногда очень сложно. Во время заготовки разворачивается сеть из 35 заготовительных участков. Далее вся продукция собирается в многофункциональном производственном комплексе, где происходит сортировка и первичная переработка. Потом ягоды замораживаются и упаковываются.
Чай и чайные напитки заготавливаются в конкретном месте – Нагорно-Ивановском поселении Тарского района. В июне в период цветения начинается заготовка травы. Используется только ручной труд: сортировка, подвяливание, скручивание или гранулирование, высушивание. На данный момент в продаже шесть наименований.
Вкусный, а главное, полезный чай. Фото: АиФ / Александра Горбунова
- Когда подбирали рецептуру, учитывали две составляющие – польза и вкус. Зачастую то, что полезно, совсем не вкусно, - объясняет Елена Смирнова. - Вкус у нас имеет значение.
Покупали в Польше то, что есть у нас
Только в этом году Продмассив приступил к заготовке таёжного мёда в Усть-Ишимском районе на базе личного подсобного хозяйства. С его владелицей компания сотрудничает с момента основания, женщина объединила в своём хозяйстве 9 семей. Изначально рассматривались два варианта: делать его самим или закупать у населения. Но выбрали первый - отследить качество продукта можно только при самостоятельном контроле процесса производства от начала и до конца. Продаётся он в разных формах: в маленькой и большой банках, в сотах.
- Несмотря на то, что, казалось бы, мы открываем небольшую лавку натуральных продуктов, это знаковое событие. Упакованную ягоду или маринованные грибы мы покупали у томского производства в лучшем случае или польского – в худшем. Мы всегда удивлялись, почему у нас нет той продукции, которая обильно растёт на севере региона. Мы готовы поддерживать любое предприятие, которое будет на этом рынке, - заявил Александр Третьяков. заместитель председателя правительства Омской области. – Мы открыты для предпринимателей и будем помогать им в рамках субсидий на приобретение оборудования – ведь это основные затраты. Безусловно, поможем развивать этот бизнес, чтобы он включал не только сбор дикоросов на севере, но и выращивание овощей в абсолютно экологичных условиях. Сейчас здесь представлено подсолнечное масло, подсолнечник для которого был выращен в таких условиях. Скоро здесь появится и рыжиковое масло, и весь тот набор, который может быть получен.
Статья по теме
Виталий Эрлих. министр сельского хозяйства и продовольствия, в свою очередь предположил, что география заготовок может расшириться, ведь на юге нашей области произрастают и лекарственные травы.
Клюква в степи не растёт
Переработка дикоросов сейчас происходит частично в Омске, частично в Усть-Ишиме. Скоро запустится производство в селе Черняево Тарского района. Там продукция будет консервироваться. Также в основные центры переработки входит и Муромцевский район.
Что касается цен в новом магазине, то полкило свежемороженой ежевики, например, там стоит 95 рублей, столько же белых маринованных грибов в банке - 350 рублей, упаковка чая – 80 рублей, 1 кг таёжного мёда в сотах – 350 рублей У многих возникает вопрос, как Лавка натуральных продуктов будет конкурировать с уже имеющимися на рынке продуктами, в том числе привозными иностранными ягодами и грибами, многие из которых стоят дешевле.
- Чтобы оценить натуральность продукта, нужно говорить о месте его произрастания. Клюква, например, не растёт в степи – это факт. А конкурировать с искусственно выращенной в Китае или Польше ягодой смысла нет, потому что там она совершенно другая, другое качество и содержание. Ясно, что натуральный продукт стоит по-другому, - говорит Вадим Морозов. депутат Законодательного собрания Омской области.
Перспективы в ближайшем будущем у магазина неплохие. По словам Вадима Морозова. одна из крупнейших сетей Омска предложила разместить в зданиях своих магазинов лавки натуральных продуктов.